В декабре в Москве в кинотеатре «ЦДЛ» прошел 2-й фестиваль немецкого кино, организованный Союзом экспортеров немецких фильмов при содействии немецкого посольства, института им. Гете и Министерства культуры России. На суд зрителя были представлены 10 новых художественных, один документальный «Беллария» — пока мы живы!«, фильм-альманах Next Generation 2003, состоящий из короткометражек молодых режиссеров, и недавно восстановленный шедевр немого кино «Метрополис» (1926) реж. Фрица Ланга. В мероприятиях фестиваля приняла участие большая делегация из Германии. В нее вошли: директор Союза экспортеров немецких фильмов Кристиан Дорш, режиссеры Ханс Кристиан Шмид, Юксель Явуз и Зенке Вортманн, продюсер Якоб Клауссен. Они обстоятельно отвечали на вопросы прессы и многочисленных зрителей, с энтузиазмом воспринявших большинство показанных лент. Причем в отличие от предыдущего фестиваля отбор лент был сделан в основном киножурналистами и прокатчиками из России. Большинство картин были удостоены национальных или международных премий, причем лишь одна работа («Дальний свет») уже закуплена российскими прокатчиками.
Отечественному зрителю современное немецкое кино в основном знакомо по фильмам «Гудбай, Ленин!» и «Беги, Лола, беги!» Тома Тыквера. Причем прокат «Лолы» на московских экранах вызвал подобие культурного шока: настолько яркий визуальный стиль режиссера расходился с обычным представлением о классическом немецком кино и с кинематографом эстета и социального критика Р. В. Фассбиндера.
А вот более традиционная комедия «Гудбай, Ленин!» вызвала теплый прием у отечественных критиков, но зрителю особо не понравилась. В 2002 годах определенный резонанс вызвал в России и фильм «Рай» все того же Тыквера, а пародия «Мокасины Маниту» имела вполне неплохие кассовые сборы.
Чего не скажешь о прокате политического триллера «Туннель» и особенно комедии «Солнечная аллея», которая была выпущена в 12 странах Европы, но у нас прошла незаметно. И все-таки кроме Тома Тыквера в немецком кино пока не видно крупных дарований, сравнимых со славными именами 70-х и 80-х годов, с Р.В Фассбиндером и Вимом Вендерсом. Но Фассбиндер давно умер (в 36 лет), а Вендерс в последнее десятилетие снимает интересные только ему фильмы.
Прошедший фестиваль доказал, что за Томом Тыквером стоит целая когорта одаренных молодых режиссеров, владеющих современным киноязыком и склонностью к социальному анализу.
Но им не достает визуального дара и умения заинтересовать своими работамми мировую аудиторию. Подтверждением этой мысли служит показанный фильм «Немного свободы» турка Явуза. Он целиком посвящен проблеме выживания национальных меньшинств (курдов) в Германии, но ничего нового к избитой теме не прибавил, хотя и снят довольно профессионально. Ведь при всей пронзительности этих полукриминальных историй, они мало чем отличаются от афро-американских триллеров, с их уличной шпаной и ставкой на натуралистический показ сцен насилия. Скрытым насилием пронизан и каждый кадр драмы Шмида «Дальний свет», удостоенной награды ФИПРЕССИ на МКФ в Берлине 2003 года. Действие ее происходит в пограничном (между Польшей и Германией) городке Слубице, куда стекаются сотни неприкаянных беженцев из Украины и других республик бывшего СССР. Обманутые своими проводниками, они тщетно пытаются проникнуть на «золотой» Запад, заручившись поддержкой местных поляков, которые не менее их отягощены собственными заботами выживания. Река Одер становится не только границей разделения между сытым Западом и бедным Востоком, но и братской могилой для многих нелегалов. Режиссер безжалостен к своим героем, его персонажи лишены мейнстримовского глянца. Один из них хладнокровно крадет видеокамеру у женщины-немки, сжалившейся над ним, а супружеская пара беженцев становится жертвой аферы озабоченного польского отца семейства. Моральный релятивизм присущ всем героям этой снятой под документ горькой ленты, но даже они взыскуют нежности и любви, которые для них подобны тусклому дальнему свету в конце туннеля из невзгод и забот. Но взгляд режиссера какой-то вяло-равнодушный, что лишает фильм истинного драматизма.
Лучшим фильмом смотра, пожалуй, оказался фильм режиссера Ханса Штайнбихлера «Хиранкль», получивший недавно две награды на национальном фестивале в Мюнхене (за режиссуру и женскую роль Вокалик). Фильм вначале перекликается с картиной «Торжество», модного хита знаменитой датской «Догмы», но потом обретает собственное и неповторимое дыхание. Этот рассказ о приезде блудной дочери Лены на 60-летие отца отягощен инцестуозными мотивами, но они подаются без надрыва и патологии. Подобно герою Пазолини из «Теоремы», у Лены непростые отношения со всеми членами семейства. Мать (знаменитая Барбара Зукова) ее ненавидит, отец напротив питает к ней нежные чувства, да и малохольный брат положил на нее взгляд. А в довершении на торжестве Лена заводит бурный роман с бывшим любовником ее матери Гецем, старым другом родителей. Зрители до самого финала будут теряться в догадках, является ли Гец ее отцом. У картины хороший зрительский потенциал, неслучайно и то, что энергичная Иоханна Вокалик за исполнение роли Лены удостоилась похвал немецкой прессы. Но все-таки нельзя назвать этот достойный фильм шедевром.
На эту роль мог бы претендовать и фильм знаменитого режиссера Маргарет фон Тротта «Розенштрассе», но и эта эпическая драма, снятая в Большом (как бы висконтиевском) стиле, получилась громоздкой по форме и расплывчатой по мысли. Действие происходит в основном в нацистском Берлине 1943 года, где немецкие жены собирались на улице Розенштрассе, пытаясь выяснить судьбу их арестованных мужей-евреев. Одна из них (Лена) взяла опеку над Руфь — еврейской девочкой, мать которой увезли в концлагерь. Позднее ей, дочери генерала, даже удастся не без помощи брата-героя добиться свидания с Геббельсом и часть заключенных все-таки освободят. Спустя 60 лет дочь Руфи приезжает из США в Берлин и пытается найти мифическую Лену. Забрав у Лены фамильное кольцо Руфи, она как бы восстанавливает потерянную связь поколений. Фильм снят вполне политкорректно и устроит людей всех политических направлений. Былая политическая ярость левацких фильмов («Свинцовые времена» и др.) Тротты, соратницы Шлендорфа, сменилась холодной отстраненностью и беспристрастностью.
Гуманизмом отмечена лента «Бернское чудо» режиссера Зенке Вортмана, создателя многих успешных в коммерческом плане кинокомедий. На этот раз его работа посвящена жгучей проблеме налаживания мостов между одиннадцатилетним фанатом футбола и его отцом, вернувшимся только что из русского плена и с трудом воспринимающего новые свободные нравы немецкой молодежи. Действие картины происходит в 1954 году во время чемпионата мира по футболу, закончившегося неожиданной победой германской команды. Вортманн сам в прошлом футболист не понаслышке знаком с кумиром мальчика, нападающим Хельмутом Раном. Фильм очень мил, занимателен, но поверхностен . Он вряд ли придется по вкусу массовому российскому зрителю, но фанатам футбола будет небезынтересен высказываниями тренера немецкого «чуда» Зеппа Гебергера, прихотливо рассыпанными по незатейливой канве сюжета.
В эстетики видео снята лента Тома Шрайбера «Глупцы». Она претендует на звание абсурдистской комедии, но своими скаталогическими шутками способна отпугнуть и старого, и молодого зрителя. Несколько особняком стоят драмы «СуперТекс» реж. Яна Шютте и «Надежда умирает последней» реж. Марка Ротемунда, знакомого россиянам по посредственной молодежной комедии «Муравьи в штанах». В них режиссеры умело пользуются наработанными киностереотипами, но накладывают их на довольно оригинальный драматургический материал. В первом это душещипательный конфликт отца и сына, во втором-феминистские страдания полицейской, доведенной до смерти травлей своих коллег-мужчин. Постановщики этих фильмов умело используют тягу массового зрителя к расхожим штампам и мелодраматическим приемам. Единственный документальный фильм посвящен фанатам картин компании UFA, собирающихся в стареньком кинотеатре «Беллария», чтобы заново пережить иллюзии молодости. Увы, эта картина оказалась целиком рассчитанной на любителей непритязательного немецкого кино 40-50-х годов и вряд ли порадует российских киноманов. В целом большинство показанных фильмов отмечены умением четко рассказать интересную жизненную историю и реалистичными диалогами. А вот визуально большинство фильмов не слишком впечатляют и не достигают высочайшего уровня фильмов Херцога и Тыквера. Но это порок ныне всего европейского кино, а не только немецкого.
Хотя прошедший смотр свидетельствует о возросшем среднем уровне немецкого кино, которое, не пытаясь конкурировать с Голливудом на его территории, намерено всесторонне отражать самые болезненные проблемы современного немецкого общества.