Объявлены номинанты премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел». Вручение премий по 18 категориям пройдет в 1 павильоне киноконцерна «Мосфильм» 31 января уже во второй раз. Напомним, что Национальная Академия была основана в феврале 2002 года, а появление премии «Золотой орел» сопровождалось скандальным противостоянием премии «Ника». В настоящее время ее учредителями являются: министр культуры Михаил Швыдкой, председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков, а также руководители ТВ (Первого канала, Канала России), Российской Академии наук и «Российской газеты». Президентом Академии избран кинорежиссер Владимир Наумов. Триумфатором первой церемонии стал питерский режиссер Александр Рогожкин с фильмом «Кукушка». В этом году была упразднена премия за дебют, но, к сожалению, осталась практика смешения в общих номинациях художественных фильмов, снятых исключительно для телевидения и для кинопроката. Такой практики, например, нет на «Оскаре», обычно кино и телевидение не смешивают на престижных премиях. К тому же, как известно, уже многие годы успешно функционирует телевизионная академическая премия «ТЭФИ». В результате такой практики в номинации «лучшая женская роль второго плана» вовсе не оказалось актрис из киноработ 2003 года! Также странными остались и обязательные сроки выпуска представленных работ: на конкурс принимались фильмы, на которые были получены прокатные удостоверения в период с 15 августа 2002 года по 1 октября 2003 года. И как следствие этого волюнтаристского решения среди номинантов оказались актриса Татьяна Лаврова и сценарист Анатолий Гребнев за фильм «Кино про кино» (2002), получивший ряд других национальных наград еще в позапрошлом (!) году.
А в тоже время рассмотрение картины «Последний поезд», участника последнего МКФ в Венеции и победителя «Сталкера», будет перенесено на 2004 год. Голосование по-прежнему проходит в три этапа. Но если на премию «Оскар» фильмы выдвигают кинокомпании, то у нас на отборочной стадии были задействованы все члены Союза кинематографистов РФ (было получено 3483 анкеты из свыше 5000 разосланных). На втором этапе уже голосуют только члены Академии (участвовало 143 члена из 257), выбирающие от трех до пяти номинантов (в случае равенства голосов) в каждой категории. А третий тур Академии состоится 30 января. Уже беглый взгляд на список номинантов наводит на мысль, что при выработке решения большинство членов Академии (а ее средний возраст близок к пенсионному) придерживаются консервативных, охранительных позиций, поэтому все оригинальное и авангардное обречено при таком составе голосующих на неуспех.
Неудача ряда не прошедших отбор фильмов (например, «Правды о щелпах») обусловлена и тем, что они не слишком были раскручены прессой и плохо посещались членами Академии, а ряд других («Старухи» и «Бумер») оттолкнули своей ненормативной и сленговой лексикой. Особенно огорчительна неудача триумфатора проката и критики «Бумера», поставленного талантливым дебютантом Петром Бусловым смело и бескомпромиссно. Приятно, что академики заметили игру Сергея Гармаша в слабом комедийном опусе «А поутру они проснулись», но прискорбно, что они не выделили музыку молодого и эпатажного Шнура в «Бумере», монтаж в «Гололеде», актерскую работу Марии Звонаревой в «Трио». Удивило и полное отсутствие в номинациях двух работ («Русский ковчег» и «Отец и сын») Александра Сокурова, а ведь о формальных достижениях этих лент не говорил только ленивый.
Главной сенсацией стали 8 номинаций добротного исторического фильма «Бедный, бедный Павел», ничем (кроме актерской игры Виктора Сухорукова и Олега Янковского) не выделяющегося из обычного уровня (довольно среднего) многочисленных фильмов Виталия Мельникова. В тоже время картина-фаворит дебютанта Андрея Звягинцева «Возвращение», выдвинутая на «Оскар», получила лишь 5 номинаций, хотя она была продана только за полгода в рекордные 63 страны. Результат, который не снился даже нашему мэтру Никите Михалкову! Семь номинаций получил фильм, снятый явно для внутреннего (российского) пользования «Магнитные бури», сделанный неровно и без всякой оглядки на любовь массового зрителя к зрелищному кино. Пожалуй, после картины «Окраина» Петра Луцика ни один фильм не бросал столь жесткий взгляд на русскую ментальность и на перспективы выхода России из перманентного кризиса. Пять номинаций получила динамичная молодежная лента «Прогулка» режиссера Алексея Учителя, картина во многом недооцененная критикой из-за неуместного демарша ее создателя во время открытия последнего МКФ в Москве. Также пять номинаций (Евгений Миронов, Ольга Будина, Инна Чурикова, Владимир Ильин — роскошный букет актерских работ) получил четырехсерийный телефильм «Идиот» режиссера Владимира Бортко, опередивший одиозную «Бригаду» (две номинации, в том числе Сергея Безрукова за лучшую мужскую роль). Выбор Академии среди зарубежных номинантов оказался поразительно предсказуемым, в тройку вошли знакомые все лица: «Догвилль» (фаворит отечественной критики), «Пианист» (премия «Оскар»), «Гудбай, Ленин!»(премия «Феликс»). А вот выбор номинантов среди неигровых картин оказался не таким уж явным: «Георгий Жженов. Русский крест», «Горе уму или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи», «Погибли за Францию». Конечно, все эти ленты достойные, но за пределами финалистов остались: «Тише» и «Дзига Вертов и его братья», «Процесс» и «Фрески», «Гений зла» и «О любви». К сожалению, пословица «кто платит, тот заказывает музыку» применима к тому факту, что есть две основные номинации для телевизионной продукции (лучший игровой телефильм (до 4 серий) и лучший игровый телесериал) и всего одна охватывает разнообразное неигровое кино. Хотя не секрет, что в длительный период упадка отечественного игрового кино, именно неигровое — не без успеха поддерживало высокое реноме России на международных кинофестивалях и отражало, как в зеркале, болезненный переход от социалистических отношений к капиталистическим. Только одна номинация предназначена и для анимации. В финале поборются фильмы маститых: «Полтора кота» режиссера Андрея Хржановского, «Красные ворота Расемон» режиссеров Андрея Татарского и Валентина Телегина, «Букашки» режиссера Михаила Алдошина«.
В целом год российского кино был беден на шедевры, но возможно несомненный успех «Бумера» и «Возвращения» побудит киноначальников больше доверять молодым, а не делать ставку только на режиссеров пенсионного возраста.