В московском Доме музыки прошла церемония вручения кинематографических премий «Ника». Она носила подзаголовок «17-е мгновение весны» и своим списком лауреатов должна была бы примирить молодое и старое поколения. Последние годы молодежь была редким гостем на церемониях: будь то «Ника» или ее оппонент «Золотой орел». И хотя и на этот раз Президент киноакадемии (со стажем) Эльдар Рязанов не удержался от иронических шуток по поводу молодых, все-таки маститые академики уже не смогли пройти мимо ряда работ молодых (и по возрасту, и по кинокарьере).
Ведь после того, как Запад столь высоко оценил вторую картину Андрея Звягинцева «Возвращение», «одумались» и наши критики, довольно холодно ее оценившие на первых пресс-просмотрах в августе. Поэтому присуждение этой картине «Ники» за лучший игровой фильм предсказывалось загодя. Неожиданностью стало лишь появление Звягинцева без галстука (в таком виде на церемонию «Оскар» его не допустили бы даже в зал, а не только на сцену!) и его раздраженная речь.
Впрочем, после демарша «вручанта» Геннадия Хазанова по отношению к номинанту Евгению Гришковцу, эта бестактная речь всем показалась милой шуткой.(Он вручил ему пустой конверт). Такое хулиганство немыслимо на подобных церемониях за рубежом!
Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии был признан фильм таджикского режиссера Джамшеда Усмонова «Ангел справа», но его мало кто видел даже из критиков.
Лучшим неигровым фильмом оказалась «Нефть» -малоинтересная (почти ученическая) лента, обласканная неожиданно на последнем МКФ в Венеции, а лучшим анимационным фильмом признана новая работа признанного мэтра Андрея Хржановского «Полтора кота». Наибольшее удивление вызвало присуждение премии «за лучшую женскую роль» актрисе из массовки Валентине Березуцкой. Остальные актерские награды достались: Виктору Сухорукову («Бедный, бедный Павел»), а за роль второго плана — Сергею Маковецкому («Ключ от спальни») и Андрею Панину («Шик»).
Удивила победа Инны Чуриковой за бледную имитацию Раневской в ужасной мелодраме «Благословите женщину». Открытием года почему-то назван не Звягинцев, а Алексей Герман за крайне дотошную имитацию стилей своего отца и Тео Ангелопулоса в «Последнем поезде». А вот злые и мрачные по колориту «Правда о Щелпах» не получили даже номинации на «Нику»!
Ведь «чернухе» теперь не место в первых рядах российского кино, зато туда попал ученический «Коктебель». Удивило и отсутствие премий у «Прогулки», : по-моему Алексей Учитель снял свой лучший фильм. Вряд ли вызовут нарекания у кого-то следующие лауреаты: сценарная работа в «Магнитных бурях» Александра Миндадзе и операторская — Михаила Кричмана в «Возвращении».
А вот победу Вадима Абдрашитова в режиссерской номинации можно списать на прошлые заслуги и политическую остроту месседжа картины. Премию за музыку ( Сергей Шнуров) получил самый кассовый фильм года «Бумер». И это его единственная награда, что, вполне согласуется с русским менталитетом, для которого коммерческий успех дело десятое в искусстве. Американский фаворит «Русский ковчег» Сокурова получил лишь две второстепенные «Ники» за работу художника и костюмера.
И это справедливо, ибо кроме технического блеска он ничем не примечателен. За вклад в кинематографические науки, критики и образование премию получил киновед Марк Зак, а премию «честь и достоинство» отхватил режиссер Петр Тодоровский. Последний станцевал на сцене «Рио-Риту» и спел с военным оркестром песню. Зрители провожали его стоя, под марш «Прощание славянки».