Интересно, что ныне истребляемые российские олигархи никогда не противилось самовоспроизведению психологии Зоны. Они ведь так и не смогли извлечь уроков из событий 17 года, а следовательно передали мотивационное поле собственных наемных работников и их семей своим противникам. Замороченные левыми идеями европейских интеллектуалов наши акулы капитализма вступили в непростые отношения именно с властью. Им, как и в Средние века, кажется, что стоит на любых условиях и любыми средствами (от компромата до подкупа и лести) договориться с властителем и его свитой — и твой личный бизнес будет процветать.
Это ведь очень хлопотно — заниматься вроде бы не имеющими никакого отношения к твоему личному бизнесу идеологическими воззрениями сограждан. Легче проплатить власть и пусть она сама разбирается с неокоммунистической заразой запрограммированного оглядываться только назад народа. С обожающею разборки с Кремлем интеллигенцией, с телеверсиями обращения к закону отставного милиционера Колесникова. Виртуальные силовики убедили крупный российский капитал, что политика — это всего лишь появление в телеэфире политиков, а все остальное — «развлечение».
Ну, ладно, пусть так думают близорукие, трусливые, обезумевшие от возможности российской свободы новые богатые. Но вот вопрос, на который я до недавних пор не имел ответа. Как может политическая власть недооценивать ситуацию, когда жизнь большей части населения — уже рыночная, а представления о ней — антирыночные. Ведь все люди власти — выходцы из комсомола, КПСС, КГБ — прекрасно понимают: если жизнь начинает противоречить идеологии — пожертвуем жизнью! Разве можно при не расколдованном социалистическом и квазисоциалистическом сознании народа расчитывать на существенный рост благосостояния, быстрое увеличение зарплаты и пенсий. Для этого ведь требуется совершенно иное идеологическое обеспечение, когда рядовым гражданам становится попятно, что государство хуже частника управляет чем бы то ни было, что появление в России иностранных инвесторов — это вовсе не «продажа Родины», а культ успеха — экономически очень выгоден не только для конкретного человека, но и для всей страны.
Так что, либо-либо. Но, видимо, неспроста лидер придворной партии недавно сказал: «Все минеральные ресурсы, которые есть в России, принадлежат не какому-то предприятию, не конкретному человеку, а гражданам России, и если какое-то предприятие нанялось доверительно обслуживать управление ресурсами, это не значит, что они могут приватизировать нашу прибыль».
Вот по существу и ответ на все вопросы — то, ради чего политическая власть вместе с творцами сколько лет так строго сохраняла мировоззрение отвергнутого историей прошлого. Она, оказывается давно готовилась к реализации знаменитого лужковского слогана: «Работаем по-капиталистически, распределяем по-социалистически». Именно для этого придумывают свои вдохновенные истории интеллигентные авторы «Бригады», «Бумера», «Бандитского Петербурга». Для того, чтобы при восторженном одобрении избирателей, у власти всегда оставались возможности перераспределения не заработанного. Ведь чтобы дорого передавать гражданам фальшивое чувство безопасности, их нужно сначала долго через телеэфир запугивать. Тогда с них можно брать совсем другие деньги и разрешения.
И, наконец, самое интересное. Сегодня государственным ведомствам вовсе не нужно каким-либо хитрым образом вербовать интеллигенцию для сохранения квазисоциалистического (феодального по своей природе) массового сознания. Она сама с удовольствием это прекрасно делает. Под разными соусами: правдивого отображения реальности, необходимости воплощения коммерческого заказа, «ради рейтинга» или — будете смеяться — «борьбы с властью». Тут важно лишь не думать об истинных последствиях захватывающей игры с насилием государственным величием, варварски понимаемым патриотизмом.
Конечно, я в этом уверен, авторы нового официоза сознательно не обслуживают идеологический заказ. Да и прямого заказчика тут нет. Как-то так (вот ключ успеха) само собой получается. Силовики всех мастей — в погонах и вертуальные — пасут в одной общей Зоне — всех российских «новых»: бедных, средних, не бедных. Всех вместе. Одни очень эффективно запугивают постсоветских людей, насилием, наделяют их превратным пониманием реальности, а другие — в ответ, обещают «несчастным» и «страдающим» столь желанные «порядок» и «справедливость».
Так медийные и немедийные силовики делают одно общее дело. Всеми силами они охраняют социальные и культурные матрицы воспроизведения феодализма в России.