Фестиваль финского кино

Прошедший в январе в Государственном центральном музее кино фестиваль финского кино «Новогодние подарки с родины Санта-Клауса» становится уже традиционным, благодаря содействию Финского кинофонда и Посольства Финляндии в Москве. На этот раз были показаны восемь (два документальных) новых картин, представляющих разные жанры и направления, а также две классические ленты режиссера Йорна Доннера. Доннер известен как продюсер знаменитого фильма Бергмана «Фанни и Александер»(1983). Но в Скандинавии он начинал как критик, а позднее дебютировал в кино лентой «Воскресенье в Сентябре»(1963), принесшей ему спецприз на МКФ в Венеции. Позднее в 70-х годах он приобрел славу «знатока женской души», сняв ряд провокационных лент. Но даже самый известный его фильм «69» (1969) демонстрировался в СССР исключительно в узком кругу, поэтому имя этого блестящего «катализатора» скандинавского кино практически не известно у нас.

Приезд в Москву Доннера, ставшего в последние годы членом парламента и видным общественным деятелем, стал главным культурным событием фестиваля. Ему вручили спецприз за заслуги перед киносообществом. Интересно, что его представленный на фестивале скандальный документальный фильм «Етит твою Мать! Картинки из Финляндии» (1971) был разрешен к показу только через 20 лет и стал «полочным». И этому виной не короткая сцена стриптиза, а нелицеприятная критика скандинавского чиновничества тех лет. Вообще для многих фильмов Доннера характерно причудливое смешение фривольных эпизодов с сатирическим взглядом на суровые нравы индустриального города, равнодушного к судьбам отдельных индивидов. Это применимо и к показанной драме «Мужчину нельзя изнасиловать»(1978), в которой режиссер-мужчина неожиданно стал рупором феминистских идей. Фильм умело сочетает детективные повороты сюжета с тщательной разработкой характеров героев. Хотя месть героини, однажды изнасилованной игроком в боулинг (настоящим мачо), по нынешним временам многим покажется излишне мягкой. Но в целом за 25 прошедших лет картина не потеряла в актуальности, чего не скажешь о «полочной» ленте.

Фестиваль новых финских фильмов открылся показом трагикомедии «Ринг мечты», снятой в духе «рассерженного» английского кино 60-х годов. Старик и двое его сыновей-боксеров влачат неустроенную жизнь, в которой нет места счастью. Все их надежды на лучшее будущее разбиваются об дефекты собственных характеров, подтверждая на деле слова Зигмунда Фрейда, что «анатомия-это судьба». Хаотичному фильму, несмотря на его критический реализм, явно не достает значительного героя и острых диалогов. Более цельное впечатление оставляет биографический фильм режиссера Тимо Койвусало «Сибелиус», посвященный одному из создателей финской классической музыки, сформировавшему своими фольклорными произведениями самознание финнов. Финляндия конца 19 века показана в противостоянии николаевской России, которая навязывала маленькому народу свои имперские порядки бесцеремонно и топорно. Чего только стоит взвод казаков, врывающийся в зал консерватории во время исполнения одной патриотической симфонии Сибелиуса (Марти Суосало) с характерным названием «Финляндия», закамуфлированной для цензоров под «Фантазию»!. К сожалению сценарий «Сибелиуса», неплохо передавая исторические реалии, на фоне которых творил жертвенный гений Яна Сибелиуса, мало оставляет места для углубленного показа истоков творческого процесса великого композитора.

Ни смерть дочки от тифа, ни частые отлучки в Берлин и Вену не смогли поколебать устои его успешного брака, который покоился на любви и доверии. Поэтому его решение сжечь восьмую (последнюю) симфонию можно объяснить только высокой требовательностью к себе. Не добавляют красок фильму и многочисленные флэшбеки, которые почему-то появляются лишь в последней трети сюжета. Да и музыка самого Сибелиуса, наложенная на тяжеловесные повороты сюжета, часто воспринимается чужеродным элементом. Эти проколы вкуса свойственны и ленте «Эйла» режиссера Ярмо Лампелы, показанной впервые летом на МКФ в Москве. Это откровенно социально ориентированное кино, лишенное обаяния аналогичных американских фильмов вроде «Силквуда» и «Эрин Брокович», но тоже основанное на реальных событиях. Уволенная работяга-уборщица Эйла весь фильм долго и нудно борется за свои гражданские права с государством и все-таки через суд добивается триумфального восстановления на работе. Фильм «Плохие ребята-правдивая история» режиссера Алекси Мякеля тоже относится к кино социального протеста и страдает тем же пороком-поверхностным взглядом на соотношение приватного и социального в людских судьбах. Четверо братьев выросли под каблуком у отца-тирана, насаждающего суровую дисциплину кулаками. Когда же после очередного взрыва параноидального гнева, отца забирают в психушку, то мальчишки остаются предоставленными сами себе. Но быть как все они уже не могут. И чтобы выжить, вынуждены нарушать закон: побираться, вскрывать игральные автоматы, грабить автозаправки. Несколько особняком в общем потоке социальных лент стоит самый зрелищный фильм фестиваля «С надеждой на лучшее»(2003) режиссера Йоханны Вуоксенмаа.

Этот режиссер мастерски владеет ремеслом рассказчика, умело вплетает в ткань повествования гротесковые эпизоды полные юмора и иронии, вызывающие немедленно у зрителя приступы смеха. Но посыл фильма довольно сомнительный. Оказывается лучше быть бедным, чем богатым. Супруги со стажем (Тина Люми и Петери Сумманен) в результате махинаций одного ловкого мошенника теряют все преимущества жизни представителей среднего класса и опускаются на самое дно. Там их ждет бедняцкая солидарность и вновь разгоревшаяся любовь, только закалившаяся от столкновения с житейскими невзгодами. Этот фильм ярко свидетельствует о том, что многие молодые режиссеры, испытывающие нарастающее давление продюсеров и рынка, идут на творческие компромиссы, подлаживаясь под требования обеспечить развлекательность любой ценой. В целом молодое кино Финляндии отличает реализм, умение нащупать болезненные проблемы в быстро меняющейся действительности, хорошая работа с актерами, но оно так и не родило шедевров. Среди новой плеяды режиссеров пока не видно имен, способных конкурировать с Аки Кариусмяки за рубежами Финляндии.

Да и сами финны признают, что продукция 2002-2003 годов несколько уступает недавним достижениям громкой пятилетки, когда появились такие своеобразные таланты как Аки Лоухимиес («Неприкаянные»). Похоже, что Новая финская волна пошла на спад. Об идейном кризисе свидетельствует и то, что режиссер Мика Кариусмяки на этот раз был представлен документальной лентой о музыкальной культуре далекой Бразилии «Звучание Бразилии»(2002). Энергичные ритмы этой южной страны возможно придадут импульс развитию кино Финляндии, которое лишь недавно подарило миру шедевр Аки Кариусмяки «Человек без прошлого»(2002).

Добавить комментарий