Неровное дыхание «Ликов любви»

Международный кинофестиваль «Лики любви», проведенный в кинозалах Москвы компанией «Кинотавр» уже в восьмой раз, верен своим приоритетам.

Как и в прошлом году, отборщики во главе с Сергеем Лаврентьевым, известным своими симпатиями к восточноевропейскому кино, в конкурсном показе сделали ставку на арт-хаусное кино и на ленты дебютантов. При этом организаторы несколько расширили географию участников. Естественно до начала конкурса, в котором участвовали 16 картин, фаворитами выглядели не новички, а маститые: француженка Катрин Брейа («Анатомия ада») и швед Челль Греде («Пойдешь ли ты со мной сегодня?»). Высоко также котировались испанская драма «Слабость большевика» и датский фильм «Реконструкция», но не они правили бал на подведении итогов в Доме кино.

Жюри, возглавляемое шведской актрисой Леной Эндре, неожиданно присудило «Золотую стрелу» (Гран-при фестиваля) немецкой ленте «Освобожденная зона» молодого режиссера, «восточного» немца Норберта Баумгартена. В кулуарах говорили, что жюри раскололось на два лагеря («В городе» против «Моя жизнь без меня») и окончательный выбор немцев стал вынужденным компромиссом. Впрочем, большинство зрителей, пришедших в красный зал Дома кино, этот выбор встретило с характерным равнодушием. Очевидно, учитывая вкусы этой аудитории, на закрытие был выбран милый мистико-комедийный фильм «Рецепт колдуньи» режиссера Татьяны Воронецкой, сочувственно повествующий о «душевных поисках» «новой русской». Вновь обманулись критики: после ее документального фильма «Мать Владимирская» (приз МКФ «Сталкер») они ожидали увидеть народную комедию, а получили бойкую ленту про ту, кто никак не может «упасть вверх» (вездесущая Амалия Гольданская).

Забавно, что даже отборщики «Ликов любви» относили политически корректную «хорошую комедию о серьезном» (формулировка жюри!) «Освобожденную зону» к аутсайдерам, но жюри так почему-то не думало. Оно неожиданно выделило скромный и занудный фильм о «преодолении провинциальной скуки», из ряда других подобных любовных историй (китайский «Поезд Чжоу Ю», испанский «В городе»). Фестиваль открылся внеконкурсной экранизацией трех рассказов А. П. Чехова, осуществленной со старомодным надрывом маститым Сергеем Соловьевым, и закрылся присуждением Приза за лучшую мужскую роль словаку Ондржею Ветхому («Крутые радости»- фильм о провинциальной Чехословакии 1933 года) за воплощение «истинно чеховского характера». Похоже, что тень Чехова у нас по-прежнему нависает не только над многочисленными театральными проектами. Среди конкурирующих работ выделялась игра испанского актера Луиса Тосара в фильме «Слабость большевика», повествующего про страсть яппи к наивной и бесстыдной нимфетке. Кстати, этот фильм выделялся из общего потока фильмов с довольно аморфными сюжетами своим по-голливудски выверенным сценарием и продуманной до мелочей режиссурой Мануэля Мартина Куэнки. Но «Слабость большевика» была полностью игнорирована жюри. Между тем крайне претенциозный испано-канадский фильм «Моя жизнь без меня» был отмечен Призом за лучшую женскую роль (Сара Полли). Его героиня, узнавшая о смертельной болезни, начинает переосмысливать свою монотонную жизнь верной жены и матери двоих детей. Она ускоренно познает настоящую любовь, заведя любовника, параллельно не бросая наивного мужа. Сара

Полли, конечно, прекрасная актриса, запомнившаяся москвичам еще по роли в фильме «Гинерва» на московском МКФ, но на этот раз, пожалуй, награды более заслуживала замечательная актриса Гун Ли из динамичного китайско-гонконгского фильма «Поезд Чжоу Ю». Он отмечен восточной философичностью и мастерским монтажом. Слабым утешением для нашего зрителя будет лишь то, что уже в апреле этот проникновенный фильм, любовный треугольник которого образуют поэт, прагматик и художница, выйдет в российский кинопрокат. Призами за лучший любовный дуэт наградили на этот раз аж сразу две пары. Главный получили датчане Кнудсен-Кьеллман за банальный фильм «Взгляни налево — увидишь шведа» многообещающего режиссера Наташи Арти, а специальный — корейские актеры Чо Ин-Сун и Сон Е-Дзин за жгучую мелодраму «Классика». Если первый фильм довольно типичен для европейского молодежного арт-хауса, то второй рассчитан больше на женскую аудиторию. Его финал может выжать слезы сочувствия даже из глаз циничных киноманов. Отдельные сцены «Классики» живо напоминают о романтическом советском кино 60-х годов с его тягой к поэтическому мифотворчеству и необоснованным оптимизмом. Удивило очередное отсутствие в конкурсе не только фильмов российского кино, но и республик бывшего СССР. В показанных лентах на этот раз почти не осталось места для политически неангажированных высказываний. Даже картину «Слезы в глазах» из Сербии и Черногории о беженце отличает политическая двусмысленность и слащавость.

Увы, не оказалась плодотворной и идея провести панорамный показ фильмов, шедших в прокате СССР, под девизом «Давай сделаем это помедленнее!» и Давай переоденемся«. Наибольший интерес у критиков вызвал показ ныне почти полностью забытой кубинской ленты «Лусия», получившей некогда на московском МКФ в 1969 году Золотой приз. А вот немецкая картина «Фанфары любви» (1951), послужившая некогда вдохновением для создания Билли Уайдлером самой знаменитой ленты с Мэрилин Монро «Некоторые любят погорячее» (в советском прокате «В джазе только девушки»), скорее разочаровала. Эта местами смешная комедия совершенно банальна. Другие фильмы панорамы сегодня тоже выглядят музейными экспонатами.

Так в фильме Клода Отана Лара «Красное и черное» асексуальные герои (не стал исключением и знаменитый Жерар Филлип!) целуются со сжатыми губами и по нему скорее можно изучать неврозы людей начала 50-х годов, чем погрузиться в славные времена эпохи Стендаля. Дурное впечатление усиливает нелепый дубляж, в котором основной акцент сделан на антиклерикальных взглядах героев, а не на их переживаниях. Зрители очень неохотно посещал фильмы Панорамы — организаторам необходимо что-то придумать.

Добавить комментарий